Найден способ победить супербактерии на Международной космической станции

Испытание антимикробного покрытия AGXX® на основе серебра и рутения на Международной космической станции показало, что оно способно значительно сократить количество супербактерий на подверженной заражению поверхности и поможет защитить будущих покорителей Луны и Марса. Описание эксперимента и его результаты представлены в журнале Frontiers in Microbiology.

Международная космическая станция. Credit: NASA/Roscosmos

Микрогравитация, космическое излучение, психологический стресс и отличные от Земли условия на Международной космической станции создают идеальную среду не только для ослабления иммунной системы ее обитателей, но и появления супербактерий, которые могут подвергнуть риску здоровье всего экипажа. При этом их опасность возрастает по мере увеличения продолжительности миссии.

«Космос может превратить безвредные бактерии в потенциальные патогенные микроорганизмы. В то время, как гормоны стресса делают астронавтов уязвимыми для инфекций, бактерии, которые они переносят, становятся более выносливыми, развивают устойчивость к антибиотикам, быстрее размножаются», – рассказывает Элизабет Громанн, ведущий автор исследования из Университета прикладных наук (Берлин, Германия).

Что еще хуже, гены, ответственные за эти новые устойчивые черты бактерий, могут легко передаваться между их различными видами, через прямой контакт или в «матрице» слизи, которую они выделяют.

Staphylococcus aureus. Credit: Martin Oeggerli

Чтобы решить эту проблему, исследователи протестировали новое антимикробное покрытие AGXX® на борту орбитальной станции на поверхности, наиболее склонной к загрязнению: двери туалета.

«AGXX® содержит как серебро, так и рутений, и убивает все виды бактерий, а также некоторые грибы, дрожжи и вирусы», – объяснила Элизабет Громанн.

Луч надежды

Покрытие AGXX® оказалось очень эффективным. «На поверхностях Международной космической станции, покрытых AGXX® в течение 6 месяцев, бактерии обнаружены не были», – сообщила Элизабет Громанн.

Даже через 12 и 19 месяцев было выявлено всего 12 бактерий, что на 80% меньше по сравнению с незащищенной сталью. Обычное серебряное покрытие, протестированное для сравнения, имело лишь незначительный антимикробный эффект, уменьшая количество бактерий на 30%.

«Нескольким бактериям все же удавалось выжить. Но самое главное, что никаких серьезных патогенов не было обнаружено на поверхностях всех трех типов. Таким образом, риск заражения экипажа Международной космической станции в настоящее время крайне низкий», – заверила Элизабет Громанн.

Тем не менее, все бактериальные изоляты были способны образовывать невосприимчивые слизистые покрытия, и большинство из них были устойчивы по меньшей мере к трем антибиотикам. Они также смогли поделиться генами, ответственными за это свойство.